ФНС России письмом от 02.02.2021 № БС-4-11/1142@ распространило для всех подведомственных инспекций письмо Минфина России от 28.01.2021 № 03-15-07/5265. В письме идет речь о страховых взносах при обеспечении бесплатного питания работников за счет бюджетных субсидий.
Нужно ли начислять обязательные страховые взносы в описанной ситуации? Если вы думаете, что ответ финансового ведомства расставляет все точки над i, вы заблуждаетесь.
Дело в том, что письмо Минфина № 03-15-07/5265 можно трактовать по-разному. А это оставляет налоговикам на местах широчайшее поле для маневра.Что же сказали финансисты?
О взносах из норм НК РФ
Согласно НК РФ (под 1 п. 1 ст. 420 и п. 1 ст. 421) объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений. Исключение составляют суммы, не подлежащие обложению взносами, перечень которых указан в статье 422 НК РФ. Заметим, список исключений является исчерпывающим.
Не подлежат обложению страховыми взносами (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ) все виды установленных:
-
законодательством РФ;
-
законодательными актами субъектов РФ;
-
решениями представительных органов местного самоуправления – компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности:
-
с возмещением расходов на оплату питания и продуктов;
-
непосредственной оплатой питания и продуктов;
-
бесплатным предоставлением питания и продуктов.
Таким образом, не подлежит обложению страховыми взносами на основании уже упомянутого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ стоимость бесплатного питания работников, предоставляемого в соответствии с законодательными актами субъектов РФ, имеющих полномочия (данные законодательством РФ) по установлению для тех или иных категорий работников права на получение бесплатного питания.
Возможно, это письмо как-то связано с другим разъяснением Минфина России, данным в письме от 29.10.2020 № 03-15-08/94950. В этом ответе на запрос речь шла о Кузбассе.
В соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области от 27.04.2020 № 258 за счет средств областного бюджета было организовано трехразовое бесплатное питание для работников:
-
медицинских организаций;
-
организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной и полустационарной форме;
-
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Чиновники из финансового ведомства согласились, что если бесплатное питание предоставляется работникам вышеперечисленных организаций в период действия мер против коронавируса за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательными актами субъекта РФ, то стоимость такого питания не подлежит обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ. В иных случаях стоимость бесплатного питания работников подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Вопросы к Минфину
Все это хорошо, но вот что непонятно. К примеру, организация получила из бюджета субсидию на питание. Должна организация выяснять, имела ли право региональная власть принять такое решение, или нет? Не кажется ли Минфину России, что это проблема законодательной и исполнительной властей, а не организации, получающей бюджетные средства?
Получается, если регион не имел права устанавливать такую субсидию, то организации придется доначислять страховые взносы за свой счет?
О статусе писем и толковании норм
В заключение несколько слов о статусе писем. Обязанности налоговых органов вытекают непосредственно из правил и процедур, предусмотренных НК РФ, в частности из статьи 32.
Письма Минфина, в том числе упомянутые в наших пояснениях, являются ответами на частные запросы. И в конце каждого письма финансисты пишут, что их разъяснения не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на их установление, изменение или отмену. Кроме того, финансисты отмечают, что письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, по большей части адресованы конкретным заявителям. Распространять содержащиеся в них точки зрения и выводы на иные ситуации другие налогоплательщики могут лишь под свою ответственность (письмо Минфина России от 24.07.2019 № 03-02-08/55114).
А вот письма, адресованные ФНС России, – это уже другое дело.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Минфин России письменно разъясняет законодательство о налогах и сборах налоговым органам, и эти разъяснения ФНС России доводит до территориальных инспекций.
И письмо ФНС России № БС-4-11/1142@ как раз из этой категории.
В целях формирования единой правовой позиции в части исчисления страховых взносов при обеспечении бесплатного питания работников налоговики направили подведомственным инспекциям для сведения и использования в работе письмо Минфина России № 03-15-07/5265. При этом в сопроводительном письме налоговая служба рекомендовала довести позицию Минфина России до плательщиков страховых взносов. Жаль только, что белые пятна в налоговом законодательстве оставляют налоговикам возможность для маневров. А по правилам норма права, в том числе налогового, должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм. В рассматриваемом нами случае – в контексте исполнительно-распорядительных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.