В сложившейся от недружественных действий ряда стран геополитической ситуации Российская Федерация вынуждена принимать специальные экономические и ограничительные меры. Их введение законодательно закреплено Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Отслеживая положение дел в экономической и социальной сферах законодатель принимает пакеты антикризисных мер. Одна из таких мер начнет действовать 17.03.2022. Мы имеем в виду поправки в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 06.03.2022 № 41-ФЗ . Этим документом основное дополнение внесено в статью 32.2 КоАП РФ, регулирующую механизм исполнения постановления о наложении административного штрафа. Указанная статья дополнена ч. 1.3-2, которая разрешает субъектам МСП уплачивать административные штрафы со скидкой 50%. Речь идет о четырех (из семи) составах административных правонарушений и штрафах, налагаемых за заключение соглашений и осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (ч. 1 – 4 ст. 14.32 КоАП РФ).
Виды правонарушений и величины наказаний
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.32 КоАП РФ, рассматривают ФАС России и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ).
Перечислим основные правонарушения, за совершение которых хозяйствующие субъекты и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Первым в перечне правонарушений указано заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого картелем в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ) (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ). Например, это могут быть договоренности компаний об установлении определенного уровня наценок на определенные группы товаров, неправомерное завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок). Картельным сговором является повышение, снижение или поддержание цен на торгах, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 1 ст. 11) запрещает картельные соглашения. Антимонопольный орган или суд, применяющие запрет, квалифицируют такое соглашение как незаконное по формальным основаниям, то есть по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны соглашения - конкуренты (подп.1-5 п. 1 ст. 11 закона № 135-ФЗ).
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, карается штрафом:
- от 40 000 руб. до 50 000 руб. для должностных лиц. Вместо штрафа должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет;
- от 0,03 до 0,15 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги) на определенном товарном рынке либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги) для юридических лиц. При этом минимальный размер штрафа составляет не менее 100 000 руб. При определении «оборотных» штрафов совокупная сумма выручки определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Если правонарушитель не работал предшествующем календарном году, выручку берут за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение. Сумму выручки определяют соответствии со ст. 248 и 249 НК РФ, как доходы от реализации. В сумму расходов правонарушителя включают расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253, 268 НК РФ).
Вторым видом правонарушений значится заключение хозяйствующим субъектом соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ). За такое правонарушение административный штраф налагается в диапазоне:
от 20 000 руб. до 50 000 руб. на должностных лиц. Вместо денежного штрафа должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до трех лет;
от 0,1 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) – для юридических лиц. При этом штраф не может быть менее 100 000 руб.
Такая же ответственность предусмотрена за заключение соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с целью ограничения конкуренции и (или) создания преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в таких торгах.
Далее идут правонарушения, указанные в ч. 3 и 4 ст. 14.32 КоАП РФ, предусматривающие ответственность хозяйствующих субъектов за:
- заключение «вертикальных» и иных недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашений либо участие в них;
- осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий.
Поясним, что «вертикальное» соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.
«Вертикальные» соглашения обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конечному потребителю. Такие соглашения могут заключать между собой хозяйствующие субъекты, которые находятся на различных уровнях технологического цикла. В соглашениях могут быть условия, в соответствии с которыми такие хозяйствующие субъекты будут осуществлять приобретение, продажу или перепродажу определенных товаров или услуг. Запрещены соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара. Включение в «вертикальное» соглашение условия о минимальных либо фиксированных для реализации соответствующего товара ценах ФАС России может рассматривать в качестве нарушения п. 1 ч. 2 ст. 11 закона № 135-ФЗ, если доля хотя бы одного из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении на товарном рынке товара, являющегося предметом данного соглашения, превышает 20%.
Итак, ответственность за «вертикальные» соглашения и недопустимые согласованные действия составляет:
- от 15 000 руб. до 30 000 руб. для должностных лиц. Вместо штрафа должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до одного года;
- от 0,01 до 0,05 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб. Если сумма выручки правонарушителя на товарном рынке превышает 75%, размер штрафа может составить от 0,002 до 0,02 размера суммы выручки правонарушителя, но не менее 50 000 руб.
Важно помнить о том, что взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и применение штрафов, предусмотренных упомянутыми статьями КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых одновременно недопустимо.
«Мягкое» правило
Закон № 41-ФЗ установил для юридических лиц - субъектов МСП возможность уплаты наложенного административного штрафа в половине суммы. Такое «мягкое» правило действует в том случае, если субъект МСП (юридическое лицо) погасит штраф не позднее 20-ти дней со дня вынесения постановления о его наложении.
Копия постановления о назначении административного штрафа может быть направлена по почте заказным почтовым отправлением. Почта России – крупнейший в стране, но, к сожалению, единственный государственный почтовый оператор. Скорость доставки им почтовых отправлений оставляет желать лучшего. Если письмо с документом в адрес правонарушителя поступит после истечения 20-ти дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению. По ходатайству организации это может сделать судья или должностное лицо территориального антимонопольного органа, вынесшего такое постановление привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Отсроченное или рассроченное постановление о назначении штрафа нужно будет исполнить в полном размере.
По мнению законодателя, поправки, внесенные законом № 41-ФЗ, позволят сбалансировать возможные финансовые риски лицу, привлеченному к административной ответственности, и исключить негативные последствия дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.
Усиление антимонопольного контроля
Подводя итог отметим, что игнорирование антимонопольного законодательства особенно в сложных экономических условиях может обернуться крайне неприятными последствиями.
На текущий момент запреты на необоснованное повышение цен действуют только в отношении доминирующих продавцов и производителей. ФАС России предлагает распространить действие антимонопольного законодательства не только на доминантов, но и на других участников рынков – включая посредников, завышающих цены в период повышенного спроса (https://fas.gov.ru/news/31844).
Антимонопольный орган предлагает внести точечные изменения в законодательство, которые позволят признавать несоблюдение приоритета поставок на внутренний рынок формой злоупотребления доминирующим положением и расширить основания, по которым должностным лицам могут выдаваться предостережения.