Некоммерческая организация по основной своей деятельности не является плательщиком налога на прибыль. Полагаем по этой причине в запросе и в ответе на него, данном в письме ФНС России от 23.06.2022 № БС-15-11/71@, не было упоминания об учете совокупной суммы допвыплат по ГПХ (на проезд, проживание и питание) при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
Иначе обстоит дело с учетом в расходах допвыплат в коммерческих организациях, заключивших договоры ГПХ на выполнение работ, оказание услуг с физическими лицами. Выплачиваемое вознаграждение физическому лицу (п. 21 ст. 255 НК РФ) и совокупную сумму по оплате стоимости его проезда к месту оказания услуг и обратно, а также стоимости проживания, плательщики налога на прибыль включают в расходы, учитываемые при определении облагаемой базы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы в налоговом учете должны соответствовать требованиям НК РФ (п. 1 ст. 252).
Организация (заказчик) - плательщик налога на прибыль (субъект МСП) заключила договор ГПХ с физическим лицом – резидентом РФ (исполнителем) на оказание услуг при проведении семинара в другом городе (договор в текущем году первый). Договором предусмотрено, что заказчик выплачивает физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги в сумме 32 500 руб. и компенсирует понесенные исполнителем расходы:
- стоимость проезда к месту оказания услуг и обратно и проживания в месте оказания услуг – по фактическим расходам;
- оплату питания в месте оказания услуг - по фактическим расходам, не превышающим размера суточных, установленных организацией для командированных лиц - 3000 руб/дн.
Исполнитель представил подтверждающие документы:
- билеты на проезд к месту оказания услуг и обратно – 12 760 руб.;
- счет за проживание в гостинице 3 суток – 16 980 руб.;
- чеки ККТ на питание в месте проведения семинара за 4 дня - 13 670 руб.
Сумма вознаграждения по договору 32 500 руб. является облагаемой базой по НДФЛ и базой по исчислению страховых взносов по ОПС и ОМС. Пониженный тариф 15 % (на ОПС - 10%, на ОМС – 5 %, на ВНиМ - 0%) организации - субъекты МСП применяют в 2022 году только к сумме выплат работнику за месяц, превышающей федеральный МРОТ на 1 января.
Исходя их этого:
- 32 500 руб. организация включает в расходы на оплату труда в налоговом учете;
- 4225 руб. (32 500 руб. х 13 %) удерживает из вознаграждения физлица в качестве НДФЛ;
- 4916,80 руб. ((13 890 руб. х 22 % + (32 500 руб. – 13 890 руб.) х 10 %) и 1638, 89 руб. (13 890 руб. х 5,1 % + (32 500 руб. – 13 890 руб.) х 5 %), где 13 890 руб. – величина МРОТ на 01.01.2022) – включает в расходы как сумму исчисленных страховых взносов на ОПС и ОМС с вознаграждения исполнителя.
Совокупную сумму дополнительных расходов – 41 500 руб. (12 760 + 16 980 + 11 760 руб. (3000 + 3000 + 3000 + 2760)) организация:
- включает в расходы, учитываемые при определении облагаемой база по налогу на прибыль;
- не учитывает в облагаемой базе по НДФЛ и базе по страховым взносам.
В бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни по начислению сумм вознаграждения по договору ГПХ, НДФЛ и страховым взносам отражают следующими записями:
Дебет 20 Кредит 76
- 32 500 руб. – начислено вознаграждение по договору оказания услуг;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 4225 руб. – удержана сумма НДФЛ из вознаграждения по договору;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты по ОПС»
- 4916,80 руб. – начислена сумма страховых взносов на ОПС;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты по ОМС»
- 1638,89 руб. - начислена сумма страховых взносов на ОМС;
Дебет 20 Кредит 76
- 41 500 руб. – учтена в расходах по обычным видам деятельности сумма, связанная с оплатой проезда, проживания и питания исполнителя;
Дебет 76 Кредит 51
- 28 275 руб. (32 500 – 4225) - перечислена на карточный счет физлицу сумма вознаграждения по договору;
Дебет 76 Кредит 51
- 41 500 руб. - оплачены расходы по проезду, проживанию и питанию.
О статусе разъяснений
За вопросы о порядке применения налогового законодательства отвечает Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). На это налоговая служба обратила внимание налогоплательщика в конце письма № БС-15-11/71@, сославшись на постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». Письма Минфина не являются нормативными документами, и ими не обязаны руководствоваться суды при рассмотрении дел (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06).
Налоговики же контролируют соблюдение налогового законодательства, осуществляют надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (п. 3 ст. 9 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).
От налоговых органов налогоплательщики вправе получать (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ) помимо форм налоговых деклараций (расчетов) еще и разъяснения о порядке их заполнения, а также бесплатную информацию:
- о действующих налогах и сборах;
- законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- исчислении и уплате налогов и сборов;
- правах и обязанностях налогоплательщиков;
- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Письма ФНС России, обязательные для применения подведомственными налоговыми органами, размещены на сайте налоговой службы. Факт обнародования письма в СМИ, в блогах компаний или включение в справочную правовую систему не изменяет его характер. Что касается писем финансового ведомства, то налоговая служба исполняет только те из писем, которые адресованы непосредственно ей.
Выполнение налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных третьими лицами (например, консалтинговыми компаниями), не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения (письмо ФНС России от 17.01.2020 № ЕД-4-2/523@). Чиновники подчеркнули, что вопрос о возмещении убытков, причиненных некачественными консультационными услугами, законодательством о налогах и сборах не регулируется.
Вывод: если хотите застраховаться от налоговой ответственности, подавайте запрос в Минфин и получите «именной» ответ. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается и выполнение налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Эта норма была признана соответствующей Конституции РФ Постановлением КС РФ от 28.11.2017 № 34-П).
Еще один вариант - ищите разъяснения финансистов, адресованные неопределенному кругу лиц (адресованные ФНС России, или «доведенные до налоговых органов ФНС»). Налоговики же в большинстве ограничиваются бесплатным информированием налогоплательщиков о налоговых нормах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.